Йога - это одно из основных  направлений индийской философии. Ее принято трактовать как особое отношение и видение мира, которое достигается человеком в результате особым образом организованной практики.

Все великие писания знакомят нас со способами видения, которые позволяют лучше узнать себя. Следуя тому или иному учению, мы начинаем глубже заглядывать в себя. Йога своими корнями уходит в Веды, древнейшие тексты индийской культуры. Как отдельное направление, она была систематизирована великим индийским мудрецом Патанджали в его труде «Йога-Сутры».

Есть много различных вариантов толкования слова йога: «объединение», «соединение», «связывание нитей ума», «соединение двух начал воедино», «совершение действий с полной и нераздельной концентрацией внимания». Мы со своим бескопойным умом в нашем беспокойном мире предоставлены сами  себе, и подчас, будучи открытыми для внешних влияний, теряем способность пользоваться многочисленными способностями ума, присущими ему изначально, потому что ему не хватает устойчивости и ясности. Йога же приводит ум  и тело в состояние, в котором они обретают равновесие и понимание и способны действовать с полной концентрацией.

Хатха-йога (санскр. हठयोग hʌʈʰʌjo:gʌ) — направление йоги, систематизированное Свами Сватмарамой (автором «Хатха Йога Прадипика») в XV веке. Хатха-йога представляется Сватмарамой как путь к раджа-йоге, система подготовки физического тела для сложных медитаций. Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы).

Наша жизнь становится все более и более малоподвижной. Человеку необходимы физические нагрузки, чтобы избавиться от давления ума. Занятия йогой соединяют ум и тело, заставляя их прислушиваться друг к другу, поэтому йога становится все более популярной.

 

Йога в современном мире обязана своему развитию и популярности великому йогу и учителю Шри Т. Кришнамачарье, а также трем его прославленным ученикам.

 

 

Шри Т. Кришнамачарье родился 18 ноября 1888 года в Южной Индии. Его род ведет свое происхождение от знаменитого индийского святого IX века Натхамуни- автора трактата «Йогарахасья» и основоположника традиции вишнуитских гуру. Основными направлениями деятельности Кришнамачарьи были аюрведа и йога. К 1937 году слава о нем как об учителе распространилась не только в Индии, но и за ее пределами. Среди его учеников были Индра Деви, Б.К.С.Айенгар, Паттабхи Джойс и другие.

 

 

 

 

Т.К.В.Десикачар, сын Кришнамачарьи, продолжая традицию отца, разработал собственное направление – вини-йогу, которая считается очень мягкой практикой. Десикачар большую часть времени посвящает  йогатерапии. В преподавании он прежде всего ориентируется на индивидуальные особенности каждого ученика, так как считает, что план занятий должен соответствовать не только состоянию здоровья человека, но и возрасту, стилю жизни, роду деятельности и т.д. Кроме того, практика не может оставаться постоянной: она должна корректироваться и изменяться со временем, так как изменяется сам практикующий. По его мнению, мастерство в йоге – это не способность выполнять суперсложные асаны, а внесение принципов йоги в жизнь и в отношения с другими людьми.

 

 

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (род. 14 декабря 1918) считается одним из самых выдающихся современных учителей йоги в мире и основателем айенгар-йоги. Айенгар преподаёт и практикует йогу в течение более 75 лет. Он написал много книг о философии и практике йоги, наиболее известными из которых являются «Light on Yoga», «Light on Pranayama» и «Light on the Yoga Sutras of Patanjali». Он также является автором нескольких фундаментальных текстов по йоге. Айенгар-йога имеет миллионы последователей по всему миру. В 1991 году Айенгар был награждён орденом «Падма Шри», а в 2002 году — орденом «Падма Бхушан». В 2004 году Айенгар вошёл в список ста наиболее влиятельных людей года по мнению американского журнала «Time».

Шри Б.К.С. Айенгар учит йоге более семидесяти пяти лет, и в течение всего этого времени развивается и углубляется его метод. Молодой Айенгар отдавал предпочтение динамичной, силовой и даже несколько жесткой практике, которая в первую очередь была призвана укрепить тело. Однако со временем он начинает посвящать все больше внимания тонкой работе в позе. Практика становится более статичной, длительное пребывание в позе усиливает ее воздействие не только на мышцы, суставы и связки, но также на внутренние органы, системы и даже клетки, эмоциональное состояние и ум. Таким образом, поза действует не только на поверхностном, физическом, но и внутреннем, физиологическом уровне, что является одной из основополагающих черт метода. Тесно связана с этим и другая особенность: в процессе практики тело становится не только более сильным и гибким, но также более симметричным и ровным. Понятия ровности и выравнивания тела в позе являются ключевыми в йоге Айенгара. Еще одной особенностью метода Айенгара является постепенное развитие практики, переход от более простых поз к более сложным позам и пранаяме по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению.

 

 

Паттабхи Джойс – еще один прославленный ученик Кришнамачарьи (1915-2009).  С его именем связывают направление аштанга-виньяса. Ее считают одной из самых мощных  и быстродействующих систем, по мнению многих, подходящих скорее здоровым и молодым людям. Это динамический вариант йоги, в котором совмещены виньясы (комплексы асан), пранаяма, дришти (концентрация внимания на определенных точках) и бандхи (энергетические замки).

Паттабхи Джойс преподавал йогу более 70 лет в основанном им институте йоги в Майсоре.